Cистемы

Я свет...

 

 

©   А.Колотев

 Особенности философских систем

Фантазии древних были далеки от науки, но не от истины.
В.И.Вернадский.

Предварительные исследования показали, что структура интеллекта и основные законы его деятельности изучались в великих философских системах Платона, Аристотеля, Лейбница, Канта, Гегеля, З.Фрейда и др. Особое внимание им уделено в христианской философии. Особенность предлагаемого курса лекций заключается в том, что все философские системы рассматриваются с точки зрения структуры интеллекта и основных законов его функционирования.

Курс лекций состоит из двух частей: в первой части рассматриваются и выделяются известные структурные элементы интеллекта человека и законы его деятельности. Большое значение придается анализу и объяснению трудных для понимания проблем в философиях Платона, Канта и Гегеля, особенно последнего. Во второй части, которая начинется кратким очерком о происхождении человека, будут решены многие вопросы содержания и деятельности интеллека. Будут приведены убедительные доказательства того, что человек на Земле всегда был человеком и обладал вполне развитой интеллектуальной системой, в смысле ее потенциальных возможностей, которые до сих пор оставались загадочными.

Впервые в истории человечества предпринята попытка синтезировать, на основе опыта философии, структурную схему интеллекта, описать ее элементы и связи. Будут также сформулированы основные законы деятельности интеллека, эвристическое значение которых трудно переоценить. Также впервые предлагается структурная формула, выражающая в самом общем виде процесс познания. Особенностью этой формулы является явный синтез основных законов деятельности интеллекта человека и описание взаимодействия интеллекта с позноваемым объектом.

Автор убежден в том, что в третьем тысячелетии изучение интеллекта человека пойдет по этому плодотворному пути, и здесь исследователей ожидает много полезных новых открытий, которые позволят лучше понять Бога, человека и мир, и их взаимодействие между собой станет более рациональным.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

При первом чтении Библии или Энциклопедии философских наук Г.В.Ф.Гегеля подавляющее большинство читателей понимают только смысл отдельных слов, а общий смысл этих великих произведений остается темным. А все дело в том, что мы не знаем философии, а то, что "проходили" в наших институтах и университетах, и до сих пор проходят, здесь вовсе не помощник. Чтобы во всем этом разобраться начнем с определений.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

В начале под философией понимали стремление к знанию вообще, и ее основное содержание заключалось в исследовании бытия и познания. Есть сведения, что философия возникла около 2500 лет тому назад, а первые философы появились в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае. На наш взгляд, было бы логично предположить, что философия на Земле появилась вместе с появлением человека разумного, и поэтому исследование о начале здесь смысла не имеет. Вопросы же о том когда? и зачем? появился человек на Земле - это вполне философские вопросы.
Приведем определения известных философов.

Платон ПЛАТОН (428-347 до н.э.) считал, что философ - это человек, который много знает, это человек справедливый, стремящийся к благу, философия есть божественный вид деятельности; она делает человека разумным; она связана с красноречием и истиной. Философия должна изучать человека, Космос и вещи. Философ не должен скрывать своего невежества - он должен преодолевать его. Он должен заботиться о разуме, об истине и о душе. Философ должен преодолеть исконный страх человека перед познанием и истиной. Философия позволяет человеку очиститься от всех желаний тела и перейти в род богов. В своих трудах Платон впервые выделил основной вопрос философии - это человеческий интеллект, его содержание и функционирование, и именно в этом величие философии Платона. Актуальность основного вопроса философии, в смысле Платона, имеет поистине чудесное свойство; она постоянно возрастает и, по нашему мнению, этот рост имеет экспоненциальный характер. Именно здесь кроется секрет обаяния философии Платона и тысячелетних споров вокруг нее. Философия соперничает с любовью. Этим Платон хотел показать, что стремление человека к знанию, к истине может соперничать едва ли не с самым мощным чувством - сексуальным влечением, столь бдистательно описанным З.Фрейдом.

Философия, по Платону, - это образ жизни, в процессе которой человек, невзирая ни на какие опасности, стремится к истине, добру и красоте; философия - это стремление к совершенству.

Аристотель АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) считал, что философия - это мудрость, а под мудростью он понимал изучение первых причин и начал. По Аристотелю удивление побуждает людей философствовать. Все начинается с малого и заканчивается Вселенной. Философия есть наука о сущностях (сущность, по Аристотелю, - реальная вещь). Философ знает все, насколько это возможно; он знает общее.








Практическая философия Древней Руси изложена в "Поучении" Вл.Мономаха (начало XII века), где приводится этический кодекс мирской жизни. Праведная жизнь, по Мономаху, достигается добрыми делами, покаянием и милостыней.

ИОАН ДОМАСКИН (Византия,753г.)приводит шесть определений философии, которые были известны в античности:
1) философия есть знание природы сущего;
2) философия есть знание божественных и человеческих дел, т.е. всего видимого и невидимого;
3) философия есть упражнение в смерти;
4) философия есть уподобление Богу с помощью мудрости, справедливости и благочестия;
5) философия есть начало всех наук и искусств;
6) истинная философия - это любовь к Богу и мудрости.

ЛоккПо Дж. ЛОККУ (1632-1704) философия есть истинное познание вещей и телесных субстанций.

Беркли Еп. БЕРКЛИ (1685-1753) полагал, что философия есть стремление к мудрости и истине. Она должна заниматься практическими вопросами и придерживаться здравого смысла. Философия и ложь несовместимы.


Лейбниц По ЛЕЙБНИЦУ (1646-1716), философия имеет два великих начала: тождества или противоречия и достаточного основания. Закон тождества, один из четырех основных законов формальной логики, состоит в том, что всякая вещь есть то, что она есть -это по Лейбницу.
Философия - это собственный свет ума, в основе которого лежат знания, а знание - это нечто божественное, это совершенство, не имеющее границ. В состав философии включается: физика - естественная философия; мораль - практическая философия и логика - наука о знаках. Высшую философию составляют законы природы.

Кант И.КАНТ считал, что научиться философии невозможно, и она не может быть основана на грезах; не следует расточать свои силы на легкомысленные предположения и тешить себя праздными вопросами. Школьная философия есть только идея возможной науки, к которой мы пытаемся приблизиться различными путями, пока это лишь понятие о системе знаний. В мировом понятии философия есть наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума.

Философия чистого разума есть пропедевтика, т.е. предварительное упражнение в философии; она называется критикой. Трансцендентальная философия чистого разума рассматривает рассудок и разум в системе всех понятий и основоположений, относящихся к предметам вообще, но не к данным, конкретным предметам. Основной вопрос философии - это пределы познания с помощью рассудка и разума независимо от опыта. Здесь следует иметь в виду, что все понятия, которыми оперирует И.Кант, получены из опыта и связаны с реальными вещами. Он - философ эмпирик и признает только опыт.

Необходимой частью философии является метафизика - это система всех принципов чистого разума; это наука одного чистого спекулятивного разума. Существует только одна философия, поскольку существует один человеческий разум, и эта философия заложена от природы в разуме каждого человека. Метафизика - это теоретическая философия, это система априорного познания, состоящая из одних понятий. Философия есть доктрина познания природы и свободы. Метафизика дает надежду достигнуть такой научной полноты, на которую нельзя рассчитывать ни в каком другом виде познаний. Метафизика полностью выходит за пределы опыта; она занимается проблемами божественного, свободы и бессмертия. Метафизика есть наука, с помощью которой разум от познания чувственного идет к познанию сверхчувственного. Вместе с тем для метафизики нет никакой надежды достичь своей конечной цели на теоретически-догматическом пути, так как все познание в этой области трансцендентно, т.е. совершенно пусто, так как находится за пределами опыта. Метафизика имеет две опоры: учение об идеальности пространства и времени и учение о реальности понятия свободы как понятия о познаваемом сверхчувственном. Метафизика пытается найти переход от априорного знания, опирающегося на опыт, к познанию за пределами всякого опыта, но перед нею пропасть, которую Кант считал непреодолимой.

Первым строителем моста через эту пропасть, задолго до И.Канта был Платон, и материалом для этого служили его врожденные идеи. Однако почти вся позднейшая философия, включая и современную, вместо того, чтобы продолжать строительство, упорно пыталась разрушить то, что было создано великим философом. Много позже З.Фрейду удалось навести этот мост, но об этом мы поговорим в другом месте.

Гегель Г.В.Ф.ГЕГЕЛЬ (1770-1831) привел положение Платона о том, что философия не может приносить пользы людям, если она не снизойдет к ним с неба. Истинная философия отвергает принцип экспериментальной философии, заимствованный ею из механики. Философия есть нечто эзотерическое, не для толпы; философия должна исходить из предположения, что народ возвысится до нее, но она сама не должна опускаться до народа. Серьезная философия не может быть популярной. Философия есть человек вообще: каков человек, таков и мир, и каков мир, таков и человек.В философии всегда будет присутствовать идея Бога, как абсолютного Я; философия в такой же степени, как и геометрия, должна быть закономерным построением, которому можно обучать; философское дарование, таким образом, есть математически изобретательный творческий талант, и его сфера деятельности - найти для философии научную форму или попытаться ее разработать. Философия не возвышается над своей эпохой, так как один и тот же дух пронизывает действительность и философское мышление; занимаясь философией мы находимся не в школе, а в действительности; философия не занимается тем, чего нет, в ней, также как и в любой другой науке, все должно быть доказано; вся философия есть изучение определений единства; философия это жизненная мудрость; предмет философии - познание абсолютной истины; предмет философии есть вечная истина в ее объективности; философия обособленное святилище, и ее служители должны оберегать владение истиной; философия есть всеобщее разумное мышление. Результат философии состоит в том, что Бог есть абсолютно истинное, в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее - это и есть содержание начала; цель философии состоит в том, чтобы постигнуть идею в ее истинном образе и всеобщности. Философия есть особый способ мышления, такой способ, благодаря которому оно становится познанием в понятиях. Источником философии является опыт, непосредственное и рассуждающее сознание. Философия есть свободная потребность субъекта; она существует как внутренняя необходимость, которая заставляет его дух двигаться дальше.

По Гегелю, разум человека независим, а началом всякой философии является аксиома Парменида: только бытие есть; основное положение философии есть идеальность конечных вещей, и поэтому идеализм есть истинное философское учение. Это открытие принадлежит Платону, который сформулировал его в своей великой бифуркации мира.

По Гегелю, философия природы снимает разъединение природы и духа и дает духу возможность утвердить свою сущность в природе; дух хочет освободить из себя природу, и эта деятельность духа есть философия; дух познает себя в природе и снова возвращается к себе, освобождаясь от природы и ее необходимости - в этом и есть понятие философии природы.

Здесь логика рассуждений Гегеля полностью укладывается в закон о соответствии интеллекта и природы, которого он всегда придерживался (также как и Кант), хотя нигде в законченном виде этот закон ими не сформулирован. Несколько позже мы попытаемся это сделать. Следует отметить прекрасную формулировку этого же закона в патристике. Так один из отцов церкви говорил: глаза, которыми я вижу Бога, и глаза, которыми Бог видит меня - это одни и те же глаза.

Философия (метафизика) у Гегеля выступает как совокупнлсть всеобщих определений мышления; философия - это алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и этим делаем его понятным; философия есть вневременное постижение всех вещей вообще. [Г.В.Ф.Гегель. ЭФН,т.3. Философия духа. М.:Мысль, 1977г., с.28] Философия противодействует всякого рода произволу и неосновательным догадкам, философия - это деятельность мышления. Философия имеет дело с единством, и самое основательное единство есть определение абсолютного духа. Философия должна понять дух как необходимое развертывание вечной идеи, и в ней надо доказать абсолютную необходимость вещей. Философия - это наука, которая представляет собой единство науки, искусства и религии, что несколько позднее мы попытаемся доказать, также как и абсолютную необходимость вещей.

НицшеФ.НИЦШЕ (1844-1900) считал, что настоящая философия действительности верит в себя и обходится без Бога, потустороннего мира и добродетелей. Всякая философия - это исповедь ее автора; это невольные и бессознательные мемуары, и ее источником побуждение к познанию не является; философия есть духовное стремление к власти, а философ должен создавать ценности; он повелитель и законодатель. Каждая философия эзотерична (мысль Гегеля), в ней каждое мнение, каждое слово есть маска.

Философ должен стоять по ту сторону добра и зла; он избегает славы, государей и женщин, ему сопутствует аскетический идеал; он имеет право на дурной характер. Новое время требует новых философов и новых вождей, образы которых заставили бы побледнеть все образы живших доселе людей. Философ - это авантюрист, ведущий опасную игру с жизнью.

З.Фрейд З.ФРЕЙД философией специально не занимался, что не помешало ему сделать величайшее философское открытие XX века - он доказал, что в интеллектуальной системе человека существует бессознательное, которое он частично структурировал и описал. Только благодаря исследованиям З.Фрейда впервые появилась возможность создания логически обоснованной структуры интеллекта человека и сформулировать основные законы его деятельности.

Философской основой трудов Фрейда является мысль о том, что сексуальная потребность определяет в человеке все остальное, и в некотором смысле он прав, так как если род человеческий не будет продолжаться, то нам нечего будет обсуждать, точнее некому будет обсуждать. Тем не менее логической ошибкой З.Фрейда является то, что часть он принимает за целое и придает этой части самостоятельное значение, но при исследовании этого мнимого единства им сделано много полезных открытий.

Определение философии в марксизме. Здесь философия определяется как теоретическое обобщение человеческой истории и научное обоснование современной и будущей деятельности людей [Введение в философию. Учебник в 2-х частях. Часть 1. М.:Политиздат, 1989г., с.71]. Философия осуществляет функции прогноза, обобщения, предварительной подготовки к научным исследованиям, служит "интеллектуальной разведкой"; философия способствует правильной постановке проблем. Философия может быть только материалистической, т.е. из нее самым решительным образом устраняется христианская этика, включающая фундаментальные понятия долга, любви и добра. В марксистской философии исповедуется принцип ненависти: "чем хуже, тем лучше" с иллюзорной надеждой на то, что с его реализацией наступит "светлое будущее", но торжествует истина и становится все хуже, а не лучше.

По Марксу, философия должна защищать интересы "бедной и социально обездоленной массы" [т.ж.,с.224]. Философия должна выступать против всякой религии. Маркс с самого начала прекрасно понимал, что только люди, лишенные каких-либо нравственных идеалов, способны на любые, в том числе и кровавые, авантюры.

Существует мнение[т.ж.], что Марксу удалось объединить политику, экономику, философию и теоретические утопии социализма и коммунизма и из этой адской смеси создать интернациональное, всемирно-историческое учение. В соответствии с тем же источником, принципиальная новизна философских идей Маркса заключается в том, что человеческая сущность носит преимущественно практический характер; практика исходна и первична по отношению к духовному миру; практика исторична; все виды сознания людей следуют за практикой.

Маркс, таким образом, заявляет себя как эмпирик, а это в философии вообще не представляет абсолютно никакой новизны. Идеи эмпиризма с величайшей подробностью разработаны И.Кантом, за исключением "историчности", но что она означает никто до сих пор не знает, а все виды сознания есть принадлежность интеллекта и следуют только за ним, так как схемы любых практических действий вначале обдумываются, а затем, по воле интеллекта, превращаются в практику. Только невежда поступает наоборот.

Марксистская философия, по В.Н.Лавриненко [Философия. Учебное пособие/Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: 1996г.,с.169], выступает как учение о человеке и мире, она обращается к прошлому, настоящему и будущему, а Маркс и Энгельс рассматривали свою философию как "духовное оружие пролетариата".

Здесь следует заметить, что марксистская философия всегда выступала как учение об уничтожении человека через революцию и классовую борьбу, и она никогда не была "духовным оружием пролетариата", поскольку последний не имел ни малейшего понятия о философии вообще. Марксистская философия - это единственная философия в мире, которая теоретически разрабатывает и практически осуществляет массовое уничтожение людей во имя вполне иллюзорного "светлого будущего".

Итак, философия в марксистском понимании, есть наука об отношении мышления к бытию, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; философия всегда партийна, она отражает интересы определенного класса (Ф.Ницше), философия связана с наукой, нравственностью и идеологией; марксистско-ленинская философия разрабатывает общие основы научного метода познания и преобразования природы, общественной жизни и сознания. Основной вопрос философии - это отношение мышления к бытию или сознания к материи, и все существующие философии, в зависимости от того как они решают этот вопрос, делятся на два направления: материализм и идеализм; те, которые считают, что природный мир существует независимо от сознания и предшествует сознанию, что материя первична, а сознание вторично, относятся к материалистам; те философы, которые считают, что сознание предшествует природе, что вся природа есть порождение разума, сознания или духа, относятся к идеалистам.

Это определение, однако, является только пышной декламацией. Так, например, заявленный марксизмом "основной вопрос", по существу, им не является. Решение этого вопроса проблемой не является; он заключается в следующем. Бытие есть наиболее общая категория философии, и мы можем утверждать, что сознание, наряду с другими вещами, тоже есть, а "научный метод познания" исчерпывается убогой мыслью Маркса о том, что идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову. На самом деле наше сознание постоянно взаимодействует с внешней и своей собственной внутренней средой, и главный вопрос, также как и в теории познания, заключается в раскрытии сущности этого взаимодействия. Только в обсуждении деталей такого взаимодействия можно выяснить истинную сущность философий идеализма и материализма, что и будет сделано в дальнейшем.

Итак, подведем некоторые итоги: философия (от греческого - любовь к мудрости) есть наука об истине, знаниях и справедливости; философия изучает человека, Космос и вещи; философия - это образ жизни, в процессе которой человек, невзирая ни на какие опасности, стремится к истине, добру и красоте; философия - это стремление к совершенству; философия есть наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума; существует только одна философия, поскольку существует только один человеческий разум, и эта философия заложена от природы в разуме каждого человека; философия есть человек вообще, каков человек, таков и мир; истинная философия заключается в идеях; основное определение философии - это свидетельство духа; философия есть всеобщее разумное мышление; она центр всей духовной культуры, всех наук и всякой истины; философия есть свободная потребность субъекта, она существует как внутренняя необходимость; философия- это алмазная сеть, в которую можно ввести любой материал, и он становится понятным; она есть вневременное постижение всех вещей вообще; философия это познание абсолютного.

Предмет философии есть человек и его сущность, которая обнимает ВСЕ; человек мера всех вещей на Земле, и эту великую аксиому Протагора следует понимать в самом широком смысле.

Основной вопрос философии - это разработка структуры интеллекта и основных законов его деятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Анализируя известные определения, мы позволили себе существенно сократить понятие философии, а именно:

Философия есть наука об истине, знаниях и справедливости; она изучает человека, Космос и вещи; философия - это стремление к совершенству, она есть человек вообще; философия есть всеобщее разумное мышление и познание абсолютного.

Редакция сайта обеспокоена отсутствием в общественной жизни должной активности в соблюдении достоинства человека – неотъемлемого свойства, базиса для признания и уважения прав, свобод и законных интересов и принадлежащего человеку независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность.

 В газетах и журналах, на экранах телевидения в прямом эфире и в записи, в кинотеатрах демонстрируются немыслимые для современного общества акты унижения достоинства человека, а судебным процедурам в защиту от насильников в шоколаде или дерме предоставляется 1-2 кадра или 1-2 строчки в печати; общество с опасным равнодушием относится и к преступлениям человека против собственного достоинства. Органы правопорядка и социального обеспечения не следят за правопорядком в гражданских отношениях, позволяют накапливаться межличностным конфликтам в повседневной жизни.

Наше население позволяет унижать и оскорблять достоинство человека в себе без каких-либо последствий, а то и объявлять подобных субъектов чуть ли не святыми. К бродячим собакам и кошкам добавились группы бродячих людей.

 2008г.

 
 

© 2000-2013гг. Благотворительный сайт Студии Ивана Майорова

C 2014 года сайт не поддерживается