Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по
своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский
церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию
(см. Еврейский календарь), поэтому расчеты и установление дат целого ряда
христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским
лунно-солнечным календарем.
Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской
Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в
результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем
(отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.
Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом
календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его
значительно короче тропического года – промежутка времени между двумя
последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего
равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного
времени. Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали
астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности
в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также
нарушало периодичность дат государственных праздников.
Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который
применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного
календаря связано с Сириусом – самой яркой звездой небосвода. За основу
календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми
утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием
и разливом Нила и составляли 365¼ суток. Но год в египетском календаре состоял
из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года
добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот
календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил
группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.
Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое
перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята
равной 365¼ суток, что соответствовало известной в то время длине тропического
года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и
на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый,
високосный, - 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были
сохранены их традиционные римские названия:
Январь (Ianuarius) – в честь бога Януса;
Февраль (Februarius) – в честь бога Фебрууса;
Март (Martius) – в честь бога Марса
Апрель (Aprilis) – от латинского apеrire («раскрывать»), так как в этом
месяце раскрываются почки на деревьях;
Май (Maius) – в честь богини Майи;
Июнь (Iunius) – в честь богини Юноны;
Квинтилис (Quintilis) – «пятый»;
Секстилис (Sextilis) – «шестой»;
Сентябрь (September) – «седьмой»;
Октябрь (October) – «восьмой»;
Ноябрь (November) – «девятый»;
Декабрь (December) – «десятый».
Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а
четные – по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.
Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год
начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день
выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это – единственный элемент
в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.
При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного
летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами
правления консулов, а впоследствии – императоров. Кроме того, в Риме получило
широкое распространение и неофициальное летосчисление “ab Urbe condita” («от
основания Города»), или «римская эра», ведущая начало с 753 г. до Р.Х.
В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги
римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис («пятый»), в котором
родился Цезарь, в Июль (Iulius).
Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во
время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был
переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до
Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день.
Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был
прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился
на октябрь и один день ноября – на декабрь.
Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С
этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4,
являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена
в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14
секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом,
юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство
заключалось в другом - в значительной простоте.
В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви,
который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском
мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было
введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был
органично соединен с календарем лунным.
Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного
христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников.
Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая
всегда празднуется в один и тот же день – 14 нисана по еврейскому лунному
календарю. Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре
солнечный и лунный циклы. Церковный юлианский календарь в своем реформированном
виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного
богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и
другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую
Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.
Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния,
которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому
календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта
дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.
Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного
месяца – 29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было
практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает цикл с таким
количеством лет, что пользоваться подобным периодом было бы бессмысленно. В этом
смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до
Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет =
235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на
допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно
цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и
современных.
Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней
неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились
к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую
связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой – была бы полностью независимой от нее
и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл
оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом. Основанный на нем
календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно
независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе
отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в
календарных расчетах Пасхи крайне сложно. К примеру, если «плавающие» даты
новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана
иудейской Пасхи опережает равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это
происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане движение Луны
невозможно объединить с движением Солнца. Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от
нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре,
как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи «плавает», как правило, в
пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля
Сразу после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру
существенное дополнение: деление месяцев на семидневный цикл - недели
(лат. Hebdomada, или Septimana - седмица). Недельный цикл христиане
заимствовали из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х.
Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма для
определения Шаббата – Субботы - каждого седьмого дня календарного года,
который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении мира и исходе
евреев из Египта.
Первый день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат.
Dies Dominica), или prima feria (первый день). В христианской традиции этот день
посвящается памяти двух главных евангельских событий - Воскресению Христову
(отсюда и его русское название – «воскресенье») и сошествию Святого Духа на
Апостолов. С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем
отдыха. В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие в
богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться «субботним»
(греч. Sábbaton, или Sábbata - отсюда русское суббота) в память о том
значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа. За остальными днями
закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria и т.д. (Этот
принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском языке: ср. вторник,
четверг, пятница).
Весь церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались
праздниками, памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен
памяти одного или нескольких святых (общих, национальных или местных – откуда
впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).
|