Юлианский календарь

Я свет...

 

 

Юлианский календарь 

Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию (см. Еврейский календарь), поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года – промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени. Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом – самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365¼ суток. Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365¼ суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

Январь (Ianuarius) – в честь бога Януса;
Февраль (Februarius) – в честь бога Фебрууса;
Март (Martius) – в честь бога Марса
Апрель (Aprilis) – от латинского apеrire («раскрывать»), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;
Май (Maius) – в честь богини Майи;
Июнь (Iunius) – в честь богини Юноны;
Квинтилис (Quintilis) – «пятый»;
Секстилис (Sextilis) – «шестой»;
Сентябрь (September) – «седьмой»;
Октябрь (October) – «восьмой»;
Ноябрь (November) – «девятый»;
Декабрь (December) – «десятый».

Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные – по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это – единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии – императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление “ab Urbe condita” («от основания Города»), или «римская эра», ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис («пятый»), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября – на декабрь.

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте.

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным.

Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников. Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день – 14 нисана по еврейскому лунному календарю. Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный и лунный циклы. Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного месяца – 29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться подобным периодом было бы бессмысленно. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных.

Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой – была бы полностью независимой от нее и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом. Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи крайне сложно. К примеру, если «плавающие» даты новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана иудейской Пасхи опережает равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца. Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи «плавает», как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля

Сразу после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру существенное дополнение: деление месяцев на семидневный цикл - недели (лат. Hebdomada, или Septimana - седмица). Недельный цикл христиане заимствовали из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х. Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма для определения Шаббата – Субботы - каждого седьмого дня календарного года, который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении мира и исходе евреев из Египта.

Первый день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат. Dies Dominica), или prima feria (первый день). В христианской традиции этот день посвящается памяти двух главных евангельских событий - Воскресению Христову (отсюда и его русское название – «воскресенье») и сошествию Святого Духа на Апостолов. С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем отдыха. В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие в богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться «субботним» (греч. Sábbaton, или Sábbata - отсюда русское суббота) в память о том значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа. За остальными днями закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria и т.д. (Этот принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском языке: ср. вторник, четверг, пятница).

Весь церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались праздниками, памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен памяти одного или нескольких святых (общих, национальных или местных – откуда впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).

Редакция сайта обеспокоена отсутствием в общественной жизни должной активности в соблюдении достоинства человека – неотъемлемого свойства, базиса для признания и уважения прав, свобод и законных интересов и принадлежащего человеку независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность.

 В газетах и журналах, на экранах телевидения в прямом эфире и в записи, в кинотеатрах демонстрируются немыслимые для современного общества акты унижения достоинства человека, а судебным процедурам в защиту от насильников в шоколаде или дерме предоставляется 1-2 кадра или 1-2 строчки в печати; общество с опасным равнодушием относится и к преступлениям человека против собственного достоинства. Органы правопорядка и социального обеспечения не следят за правопорядком в гражданских отношениях, позволяют накапливаться межличностным конфликтам в повседневной жизни.

Наше население позволяет унижать и оскорблять достоинство человека в себе без каких-либо последствий, а то и объявлять подобных субъектов чуть ли не святыми. К бродячим собакам и кошкам добавились группы бродячих людей.

 2008г.

 
 

© 2000-2013гг. Благотворительный сайт Студии Ивана Майорова

C 2014 года сайт не поддерживается