I I.
Служение Богу.
И потому человек должен работать не
плоти,но духу.
Случилось раз Иисусу в субботу идти с учениками через поле.
Ученики проголодались и дорогой рвали колосья, растирали в руках
и ели зерна. А по учению правоверных Бог установил с Моисеем
завет о том, чтобы все соблюдали субботу и ничего не делали. По
учению правоверных, того, кто работал в субботу, Бог велел
побить камнями (Мф. X I I, 1;
Мр. I I, 23;
Лк. V I, 1).
Увидели правоверные, что ученики трут колосья
в субботу, и говорят: так не годится делать в субботу. В субботу
нельзя работать, а вы растираете колосья. Бог установил
субботу и велел за нарушение ее казнить смертью (Мф. X I I, 2).
Иисус услыхал это и говорит; если бы вы
понимали, что значит слова Бога: хочу любви,
а не жертвы, вы бы не обвиняли за то, в чем нет вины (Мф. X I I, 7). Человек важнее
субботы (Мф. X I I, 8).
Случилось в другой раз в субботу, что, когда
Иисус учил в собрании (Лк. X I I I,
10), подошла к нему больная женщина и просила помочь ей (Лк. X I I I, 11). И Иисус стал
лечить ее (Лк. X I I I, 12).
Тогда правоверный староста церковный
рассердился за это на Иисуса и сказал народу:
в законе Бога сказано: есть шесть дней в неделе на то, чтобы
работать (Лк. X I I I, 14).
– А Иисус на это спросил правоверных законников: что же,
по-вашему, нельзя и помогать человеку в субботу? (Лк. X I V, 3). И они не знали, что
ответить (Лк. X I V, 6).
Тогда Иисус сказал: обманщики! Разве каждый
из вас не отвязывает скотину от яслей и не водит поить а субботу
(Лк. X I V, 5;
Мф. X I I, 11). Человек ведь
много лучше овцы. А говорите, что человеку нельзя помочь. Что же
по-вашему надо делать в субботу – доброе или злое? Спасать душу
или губить? Добро надо делать всегда и в субботу (Мф. X I I, 12).
Увидал раз Иисус откупщика за сбором.
Откупщика звали Матфеем. Иисус заговорил с ним, и Матфей понял
его, полюбил его учение и позвал к себе в гости и сделал ему
угощение (Мф. I X , 9).
Когда Иисус пришел к Матфею, пришли приятели
Матфея, откупщики и неверные, и Иисус не погнушался ими и сел
сам и ученики его (Мф. I X , 10).
И вот правоверные увидали это и говорят ученикам Иисуса: как же
это ваш учитель ест с откупщиками и неверными:
- А по учению правоверных, Бог не велел общаться с неверными (Мф. I X , 11).
Иисус услыхал и говорит: тому, кто хвалится
здоровьем, не нужно лекаря; а тому, кто болен, нужен (Мф. I X , 12). Поймите, что
значат слова Бога: любви хочу, а не жертвы.
Мне нельзя учить перемене веры тех, которые считают себя
правоверными, а я учу тех, которые считают себя неверными (Мф. I X , 13).
Пришли к Иисусу правоверные законники из
Иерусалима (Мф. X V, 1;
Мр. V I I, 1).
И увидели они, что ученики его и он сам едят хлеб неумытыми
руками: и стали
правоверные законники осуждать его за это (Мф. X V, 2), потому что сами они
строго
ведут по церковному преданию, как мыть посуду, и если не вымоют,
не станут есть
(Мр. V I I, 3). И также с торгу
ничего не станут есть, если не вымоют (Мр. V I I, 4).
И спросили правоверные законники: отчего вы
не по церковному преданию живете и неумытыми руками берете и
едите хлеб? (Мр. V I I, 5). И он
отвечал им: как же вы-то по церковному преданию нарушаете
заповедь Божию? (Мф. X V, 3).
Бог сказал вам: чти отца
и мать (Мр. V I I, 10). А вы
выдумали, что всякий может сказать: я отдаю Богу то, что отдавал
родителям (Мр. V I I, 11). И
тогда можете не кормить отца и мать (Мр. V I I, 12). Так-то церковным
преданием разрушаете заповедь Божию (Мр. V I I, 13). Обманщики! Правду
сказал про вас пророк Исаия (Мф.
X V, 7):
«За то, что народ этот только на словах
припадает ко мне и языком почитает меня,
тогда как сердце его далеко от меня (Мф. X V, 8), и за то, что страх
его предо мной только человеческое повеление, которое он выучил
наизусть, - за это я над народом этим сделаю удивительное,
необыкновенное дело: мудрость его мудрецов пропадет, и разум его
разумников померкнет. Беда тем, которые заботятся о том, чтобы
скрывать свои желания
от Вечного, и которые делают свои дела во мраке» (Мф. XV, 9).
Так и вы: оставляете то, что важно в законе,
- то, что заповедь Божия, и соблюдаетее
свое человеческое предание – чашки обмывать (Мр. V I I, 8).
И Иисус позвал весь народ и сказал: слушайте
все и понимайте (Мр. V I I, 14):
ничего
нет такого на свете что, входя в человека, могло бы поганить
его; но то, что выходит из
него, вот что поганит человека (Мр.
V I I, 15). Пусть будет у тебя в душе любовь и милосердие, и
тогда все чисто будет (Лк. X I, 41).
Старайтесь понять это (Мр. V I I, 16).
И когда он вернулся домой, ученики спросили
его, что значат эти слова (Мр. V I I,
17).
И он сказал: неужели и вы не поняли этого? Разве вы не
понимаете, что все внешнее плотское не может осквернить
человека? (Мр. V I I, 18).
Потому что входит к нему не в
душу, а в брюхо. В брюхо входит, а потом выходит вон (Мр. V I I, 19). Только то может
осквернить человека, что из человека, из души его выходит (Мр. V I I, 20). Потому что из души
человека выходит зло, блуд, похабство, убийство, воровство,
корысть, злоба, обман, наглость, зависть, клевета, гордость и
всякая дурь (Мр. V I I, 21, 22).
Все это зло из души человека, и только оно может осквернить
человека (Мр. V I I, 23).
После этого подошла Пасха, и пришел Иисус в
Иерусалим и вошел в храм (Ин. I I,
13).
В притворе храма стояла скотина: коровы, быки, бараны, и были
сделаны садки с
голубями, были за лавками менялы с деньгами. Все это нужно было,
чтобы подавать Богу. Убивали и подавали в храм. В этом была
молитва Иудеев, так, как их учили правоверные законники (Ин. I I, 14). Иисус вошел в храм,
свил кнут, повыгонял всю скотину из
притвора и голубей всех повыпустил (Ин.
I I, 15), и деньги все рассыпал, и велел, чтобы ничего этого
не носили в храм (Ин. I I, 16).
Он сказал: пророк Исаия сказал вам: «дом Бога
не храм в Иерусалиме, а весь мир людей Божиих». А пророк Иеремия
тоже сказал вам: «не верьте лживым речам о том, что здесь
дом Вечного; не верьте этому, а перемените жизнь свою и не
судите лживо, не угнетайте странника, вдову и сироту, не
проливайте безвинной крови и не приходите в дом Бога и
не говорите: теперь мы спокойно можем делать пакости. Не делайте
дома моего вертепом разбойников» (Мф. X X I, 13).
И заспорили Иудеи и говорят ему: ты говоришь,
что наше богоугождение неправильно.
Чем ты это докажешь? (Ин. I I, 18).
И, обратившись к ним, Иисус сказал: разорите храм этот, и я в
три дня возбужу новый, живой храм (Ин.
I I, 19).И Иудеи сказали: «как же ты сделаешь сейчас новый
храм, когда этот строился 46 лет?» (Ин.
I I, 20). И Иисус сказа им: я говорю
про то, что важнее храма (Мф. X I
I, 6). Вы бы не говорили этого, если бы понимали слова
пророка: «Я, Бог, не радуюсь вашим жертвам, но радуюсь вашей
любви между собой». Живой храм, это – весь мир людей, когда они
любят друг друга (Мф. X I I, 7).
И тогда в Иерусалиме много людей поверили в
то, что он говорил (Ин. I I, 23).
А сам
он не верил ни во что внешнее, потому что знал, что все – в
человеке (Ин. I I, 24). Ему не
нужно было, чтобы кто-нибудь свидетельствовал о человеке, потому
что он знал, что в человеке – дух (Ин.
I I, 25).
И пришлось раз Иисусу проходить через Самарию
(Ин. I V, 4). Проходил он мимо
села самарийского Сихарь, подле того места, которое дал Иаков
сыну своему Иосифу
(Ин. I V, 5). Был там колодезь
Иаковлев. Иисус уморился от дороги и сел у колодца
(Ин. I V, 6). А ученики его
пошли в город за хлебом (Ин. I V, 8).
И приходит от Сихари женщина за водой; Иисус
попросил у нее напиться (Ин. I V, 7).
Она и говорит ему: как же так, ты просишь у меня напиться? Ведь
вы иудеи, с нами самарянами, не общаетесь? (Ин. I V, 9).
А он и говорит ей: если бы ты знала меня и
знала то, чему я учу, ты бы не говорила
этого и подала бы мне пить, и бы дал тебе воды жизни (Ин. I V, 10). Кто твоей воды
напьется, тот опять захочет пить (Ин.
I V, 13); а кто моей воды напьется, тот навсегда
будет доволен, и эта моя вода приведет его в жизнь вечную (Ин. I V, 14).
Женщина поняла, что он говорит про
божественное, и говорит ему: я вижу, что ты – пророк, хочешь
научить меня (Ин. I V, 19). Но
как тебе научить меня божественному,
когда ты – иудей, а я – самарянка? Наши на этой горе
молятся Богу, а вы иудеи, говорите, что только в Иерусалиме дом
Бога. Нельзя тебе научить меня божественному, потому
что у вас одна вера, а у нас другая (Ин. I V, 20).
Иисус и говорит ей: поверь мне, женщина,
пришло уже время, что не на этой горе и
не в Иерусалиме люди будут молиться Отцу (Ин. I V, 21). Пришло время, что
настоящие почитатели Бога будут почитать Отца небесного в духе и
делами. Таких Отцу нужно почитателей (Ин. I V, 23). Бог – это дух, и
почитать его надо в духе и делами (Ин.
I V, 25).
Женщина не разобрала, что он сказал ей, и
говорит: слыхала я, что посланец Божий придет, тот, кого
называют помазанник. Он тогда все расскажет (Ин. I V, 25).
Иисус и говорит ей: это я, тот самый, что
говорит с тобой. Ничего не жди больше
(Ин. I V, 26).
После того пришел Иисус в иудейскую землю и
там жил с учениками и учил
(Ин. I I I, 22). В то время
Иоанн учил людей подле Салима и купал в реке Эноне
(Ин. I I I, 23), потому что
Иоанн еще не был посажен в темницу (Ин.
I I I, 24).
И зашел между учениками Иоанна и учениками
Иисуса спор о том, что лучше:
очищение ли Иоанново в воде или учение Иисусово (Ин. I I I, 25). И пришли к Иоанну и
сказали ему: ты, вот очищаешь водою, а Иисус только учит, и все
идут к нему. Что ты скажешь о нем? (Ин.
I I I, 26).
Иоанн сказал: человек сам собой не может
ничему учить, если Бог не научит его
(Ин. I I I, 27). Кто говорит
земное, то земное и есть; а если кто говорит от Бога, то от Бога
(Ин. I I I, 31). Доказать
ничем нельзя, от Бога ли слова, которые говорят, или н от Бога.
Бог, это – дух; его нельзя мерить и нельзя доказать. Кто поймет
слова духа, тем самым и доказывает, что он от духа (Ин. I I I, 32-34). Отец, любя сына,
все передал ему
(Ин. I I I, 35). Кто верит в
сына, тот имеет жизнь; а кто не верит в сына, тот не имеет
жизни. Бог есть дух в человеке (Ин.
I I I, 36).
После этого пришел к Иисусу один правоверный
и зазвал к себе завтракать. Он вошел
и сел за стол (Лк. X I, 37).
Правоверный заметил, что он не умылся перед завтраком, и
подивился (Лк. X I, 38). Иисус
и говорит ему: вы, правоверные, снаружи все моет, а внутри-то
чисто ли у вас? Будь милостив к людям, и все чисто будет (Лк. X I, 39, 41).
И пока он сидел в доме правоверного, пришла
женщина городская – она была неверная. Она узнала, что Иисус в
доме правоверного, и пришла туда же, и принесла склянку с
духами (Лк. V I I, 37). И стала
на колени у ног его, заплакала и, слезами обливая его ноги,
вытирала волосами и поливала духами из склянки (Лк. V I I, 38).
Увидел это правоверный и подумал себе: едва
ли он пророк. Когда бы он точно был пророк, он бы узнал, какая
такая женщина омывает ему ноги, он бы узнал, что она
неверная, и не позволил бы ей дотрагиваться до себя (Лк. V I I, 39).
Иисус догадался, обернулся к нему и говорит:
сказать тебе, что я думаю? – Скажи, - отвечает хозяин (Лк. V I I, 40). Иисус и говорит:
вот что, два человека считали себя должными одному
владельцу, один 500 денег, другой 50 (Лк. V I I, 41). И не было чем
отдать ни тому, ни другому. Владелец и простил обоим. Ну, как,
по твоему разуму,
который будет более любить владельца и ухаживать за ним? (Лк. V I I, 42). Тот и
говорит: известно тот, кто больше был должен (Лк. V I I, 43).
Иисус показал на женщину и говорит: так-то ты
и эта женщина. Ты считаешь себя правоверным и потому малым
должником; она считает себя неверною и потому большим должником.
Я пришел к тебе в дом, ты не дал мне воды ноги умыть; она
слезами умывает
и волосами утирает мои ноги (Лк. V I
I, 44). Ты не поцеловал меня, а она целует мои ноги (Лк. V I I, 45). Ты не дал мне масла
голову помазать, а она дорогими духами мажет мне
ноги (Лк. V I I, 46). Тот, кто
считает себя правоверным, тот и не будет делать дел любви.
А кто считает себя неверным, тот и будет делать дела любви. А за
дела любви все
прощается (Лк. V I I, 47). И
сказал ей: прощена тебе вся твоя неправда. И сказал Иисус:
все дело в том, кто каким считает себя. Кто считает себя добрым,
тот не будет добр; а
кто считает себя дурным, тот хорош (Лк.
V I I, 48).
И еще Иисус сказал: пришли раз в храм
молиться два человека – один правоверный, другой откупщик (Лк. X V I I I, 10).
Правоверный так молился: «благодарю тебя
Господи, з то, что я не такой, как
другие, - не скряга я, не распутник, не обманщик, не такой
негодяй, как этот откупщик
(Лк. X V I I I, 11). Пощусь два
раза в неделю и из имения десятину отдаю» (Лк. X V I I I, 12).
А откупщик стал поодаль и не смел на небо
глянуть, и только бил себя по груди и приговаривал: «Господи,
оглянись на меня негодного» (Лк. X
V I I I, 13). Что же, ведь этот был лучше правоверного,
потому что кто возвышается, тот принизится, а кто принижается,
тот возвысится (Лк. X V I I I, 14).
После того пришли к Иисусу ученики Иоанна и
говорят: отчего мы и правоверные постимся много, а ученики твои
не постятся? А по закону Бог веле поститься (Лк. V, 33).
И сказал им Иисус: пока жених на свадьбе,
никто н печалится (Лк. V, 34).
Только когда
нет жениха, тогда печалятся (Лк. V,
35).
Если есть жизнь, то не должно печалиться.
Нельзя соединить внешнего благополучия с делами любви. Нельзя
соединить старое учение, внешнее благополучие, с моим учением
дел любви к ближнему. Соединить мое учение со старым все равно,
что отодрать лоскут
от новой одежды и нашить н старую. И новую разорвешь, и старую
не починишь. Надо принять или все мое, или все старое и, приняв
мое учение, нельзя удержать старое – очищение, пост, субботу (Лк. V, 36), как нельзя новое вино
вливать в старые мехи, а то разорвутся мхи и вино вытечет (Лк. V, 37). Но вино новое надо
вливать в мехи новые, -
и то и другое дуло будет (Лк. V, 38).