Муром

Я свет...

 

 

 
герб города Мурома
МУРОМ

"...в лето 6370 (862) ... И по тем городам... перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте (Полоцке) кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома..."

Повесть временных лет

     На высоком и холмистом левом берегу реки Оки в 137 километрах к юго-востоку от Владимира находится древний русский город Муром. Название "Муром" произошло от названия финско-угорского племени мурома и означает скорее всего "люди на суше". Первое письменное упоминание об этом городе имеется в "Повести временных лет". Однако результаты археологических раскопок говорят о том, что эти земли были заселены значительно раньше 862 года - в каменном веке, а на территории современного города в VI-VII столетиях было расположено так называемое Николо- Набережное селище с военным убежищем - кремлем - на Кремлевской горе.
 
    

     Хотя в результате стихийных бедствий, междоусобиц, нашествий врагов сооружения IX-XV веков безвозвратно утрачены, такие памятники архитектуры как Старая Козьмодемьянская церковь (XVI в.), Спасо- Преображенский собор (XVI в.),Троицкий, Благовещенский и Спасский монастыри (XVII в.), Введенская и Воскресенская церкви (XVII в.), а также великолепные сооружения XVII-XIX веков сделали Муром одним из красивейших городов России. Максим Горький писал: "Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты".

     Как писал Грабарь "муромские мастера - муроли,
 
Троицкий собор
    
воспитанные на московском "государевом деле", славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора..."
     Муромские храмы по характеру своей "узорочности" могут составить особую группу, из ряда вон выходящая "узорочность" разрушившегося храма Козьмы и Демьяна (XVI в.) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма".
      Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси. Он располагался на перепутье торговых путей между Русью и Булгарией. Киевский князь Владимир завещал Муром своему сыну Глебу. По преданию князь Глеб, получив город Муром в удел, предпринял попытку обратить его население в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе. Со временем Муром все более и более приобретает значение как торговый центр. С 1054 года он становится владением черниговских князей, которые превращают его в центр Муромо- Рязанского княжества.
     В середине XII века в итоге междоусобицы между Ярославичами
 
Благовещенский монастырь     
Муромо-Рязанское княжество разделилось на два, в связи в чем Мурому пришлось искать покровительства владимирских князей. В 1237 году из-за предательства владимирского князя Георгия Муром был разгромлен Батыем. Через два года Батый вновь разгромил Муром. Летопись сообщала: "Обеспамятствовавшие жители ни могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых."
     После погромов 1281, 1288 и 1293 годов, уцелевшие жители покинули город и поселились к северу от Мурома в районе так называемого Чаадаевского городка. Позже город возродился к жизни после возвращения князя Юрия, с боярами, купцами и посадскими людьми в 1351 году. Как писала летопись: "Юрий Ярославович Муромский обновил град свой, вотчину свою Муром, запустевший отдавна от первых князей, и поставил двор свой во граде, такоже и бояре его, и вельможи, и купцы, и черные люди и ставили дворы свои и святыя церкви обновиша иконами и книгами."
 
колокольня Троицкого монастыря
    

     В 1380 году Дмитрий Донской во главе объединенного русского войска разгромил татаро-монгольские орды в Куликовской битве. В этой битве муромская дружина во главе с муромским князем Андреем в критический момент оказала решающее влияние на исход битвы и на победу русского войска. Как говорит летопись "одних муромских бояр полегло до 20 человек".
     В 1392 году Василий I, сын Дмитрия Донского, присоединил Муромское княжество к Московскому вместе с Нижегородским княжеством, Вологдой, Мещерой, Тарусой и землями коми.
     Решающее значение муромская рать сыграла и во время осады Казани в 1552 году, когда казанцы сделали неожиданную вылазку. Как писал Карамзин "Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась..."
     Однако в результате моровой язвы в 1570 году и начавшегося после нее голода город надолго захирел. Население, гонимое голодом, пожарами, боясь введенной Иваном Грозным опричнины, рассеялось по окрестным деревням и селам. Как сообщает летопись Шешилова 1574 года, на посаде осталось всего 149 жителей, проживающих в 111 домах.
 
    

     Польско-литовская интервенция на несколько десятилетий затормозила развитие Русского государства. Банда пана Лисовского разграбила Муром в 1616 году. Наряду с разрушениями, произведенными в Благовещенском монастыре, были разрушены и сожжены церкви Симеона Столпника и Никиты Мученика, было разграблено много домов жителей города. Посадские люди "разбежались безвестно от бедности, от великих податей государевых, от сошного большого окладу, мнози побиты литовскими людьми." Муромцы входили в первое (1611 г.) и второе ополчение (1612 г.), освобождавшие Русь от поляков.
      Постепенно город вновь возродился к жизни. Муром славился как город ремесленников. В описи города 1637 года говорится, что высокого уровня
 
мост через Оку
     
достигло кузнечное ремесло - "кузнецы делали в Муроме по домам 1000 стволов мушкетных из тульского железа... да... 600 копий железных... да 70 бердышей". Известны были мастера и своими замками, ключами, дверными ручками. Кстати, железо для них добывалось и вырабатывалось на заводах вблизи Мурома. Славились жители и своим умением выделывать кожи. Так у дон-Хуана Персидского (1600) есть такая запись: "... прибыли в город, называемый Муром, большой и многолюдный... В этом городе главный промысел - дубленье бычьих кож... В каждом доме есть колодец, куда мастер кладет... кожу и... их вынимают по окончании дубления..." На всю Русь было известно уменье муромлян пластовать рыбу.
 
водонапорная башня      

      Муромский кремль XVII был деревянным. В плане он представлял собой неправильный прямоугольник протяженностью 552 сажени. В писцовой книге города Мурома, составленной Б.Д.Бартеневым, сказано "... Город Муром на реке Оке стоит на осыпи, а в городе двое ворота проезжие, да третьи ворота водяные, да тайник, а на воротах три башни , да одиннадцать башен глухих, а меж ворот и меж глухих башен четырнадцать прясел городовых, а город и башни рублены в одну стену с низу лес дубовый, а с верху лес сосновый и елевый, а изнутри города другая стена городовая рублена на тарасах и в башнях воротних и в глухих три боя... ". Двойные крепостные стены были окружены земляным валом и располагались на отвесных склонах оврага с юга и севера, на крутом высоком берегу Оки с востока и отделялись Козьей речкой с запада.
     В кремле - церковь каменная Рождества Богородицы и две деревянные церкви Петра и Февронии и Михаила, да двор воеводский, да съезжая изба, да тюрьма, да жилые дома. Кремль соединялся с посадом двумя деревянными мостами - Базарным и Спасским. Во второй половине XVIII века по указанию Екатерины II кремль за ветхостью был разобран, а ров со стороны Никольских и Базарных ворот был засыпан.
     Славится Муром и своими литературными и художественными произведениями.
     Одним из лучших художественных произведений древнерусской литературы XV века является "Повесть о Петре и Февронии" неизвестного муромского автора. Житие Петра и Февронии служило основой для произведений многих иконописцев. Так муромский изограф (иконописец) А.И.Казанцев создал на эту тему две замечательные иконы - "Звезда лучезарная" и "Муромские чудотворцы". Кроме того, необходимо отметить такие произведения как "Житие Константина, Михаила и Федора" XVI века, "Сказание о Марфе и Марии" и "Повесть об Ульянии Осорьиной", написанная около 1614 года.
 
Музей
    

     В одном из залов краеведческого музея хранятся серебряные трубы муромского полка. Надо сказать, что муромская дружина всегда отличалась храбростью. В 1552 году муромская рать отличилась в битве под Казанью. В 1611 - 1612 годах муромляне участвовали в освобождении Москвы от поляков. Регулярный муромский 21 пехотный полк появился в русской армии в 1727 году и просуществовал без малого два века. Дважды, в 1760 и в 1813 годах, победным маршем полк входил в Берлин, а в 1815 г. - в Париж. Свой первый подвиг полк совершил в семилетней войне 1756-1763 годов против прусского короля Фридриха II. За участие в штурме и взятии Берлина он был награжден двумя георгиевскими трубами. Муромский полк участвовал почти во всех походах А.С.Суворова.
 
Дворец культуры     
Так в 1787 году Муромский пехотный полк под командованием А.В.Суворова решил победный исход сражения с турками под Кинбурном. Он ходил на штурм Очакова, пробивался с ним через Альпы. Во время войны с Наполеоном он в составе пехотной дивизии Коновницына в армии Барклая де Толли прошел путь от Смоленска до Москвы. Вот что доносил генерал Коновницын 19 сентября 1812 года главнокомандующему М.И.Кутузову : "... пехотные полки третьей дивизии - Черниговский, Муромский, Ревельский и Селенгинский - были употреблены сейчас же к завладению важной высоты, занимаемой неприятелем. Сие было исполнено с совершенным успехом. Сказанные полки, презирая всю жестокость неприятельского огня, пошли на штыки и со словами "Ура!", опрокинув неприятеля, привели в крайнее замешательство его колонны и заняли высоту с самого начала упорно защищаемую." Позднее, за защиту Севастополя в 1855 году, воины полка получили восемь георгиевских крестов, а полк - георгиевские знамена. 1300 солдат и 32 офицера остались лежать на Малаховом кургане.
 
Площадь Победы
    
В первую мировую войну полк дошел до Кенигсберга.
     Муромляне отличились и в Великой Отечественной войне. Бронепоезд "Илья Муромец", построенный в городе, дошел Франкфурта-на-Одере, и был награжден за боевые заслуги орденом Александра Невского. В Великой Отечественной войне погибло более 9 тысяч жителей города. В честь них на площади Победы установлена стелла.

     Земляками муромлян являются многие знаменитые люди, такие как Никита Давыдов, Александр Иванович Казанцев, Николай Алексеевич Зворыкин, Владимир Кузьмич Зворыкин, Иван Семенович Куликов, Иван Михайлович Губкин и многие другие.
     В Муроме дважды были Иван Грозный, Петр I, А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов, А.Н.Радищев и Н.А.Некрасов, И.А.Крылов и Р.Г.Державин, К.М.Станюкевич и А.М.Горький.
     На муромской земле родилась Н.О.Ганнибал - мать великого русского поэта А.С.Пушкина.


     В 1994 г. население Мурома составляло 145,8 тыс. человек.
     В Муроме находится Муромский институт Владимирского Государственного Университета, отметивший в 1997 году свой 40-летний юбилей, который ведет подготовку специалистов на четырех факультетах по дневной и вечерней формам обучения
     Сейчас в Муроме производят маневровые тепловозы и стрелочные переводы для железных дорог страны, холодильники "Ока", измерительные приборы, хлопчатобумажные и льняные изделия, молочную и хлебобулочную продукцию и многое другое.

глобус    Муром в Internet


калач история в начало план города (и сайта) история калач

Редакция сайта обеспокоена отсутствием в общественной жизни должной активности в соблюдении достоинства человека – неотъемлемого свойства, базиса для признания и уважения прав, свобод и законных интересов и принадлежащего человеку независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность.

 В газетах и журналах, на экранах телевидения в прямом эфире и в записи, в кинотеатрах демонстрируются немыслимые для современного общества акты унижения достоинства человека, а судебным процедурам в защиту от насильников в шоколаде или дерме предоставляется 1-2 кадра или 1-2 строчки в печати; общество с опасным равнодушием относится и к преступлениям человека против собственного достоинства. Органы правопорядка и социального обеспечения не следят за правопорядком в гражданских отношениях, позволяют накапливаться межличностным конфликтам в повседневной жизни.

Наше население позволяет унижать и оскорблять достоинство человека в себе без каких-либо последствий, а то и объявлять подобных субъектов чуть ли не святыми. К бродячим собакам и кошкам добавились группы бродячих людей.

 2008г.

 
 

© 2000-2013гг. Благотворительный сайт Студии Ивана Майорова

C 2014 года сайт не поддерживается