Политология

Я свет...

 

 

Понятие, сущность, структура,
функциональное назначение политической системы.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Всякое общество (система) политически оформлено, имеет подсистему управления ( власти ), обеспечивающую его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Эта подсистема общества может рассматриваться отдельно и тогда её можно назвать политической системой. Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, культурной, правовой.

Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны. В целом можно сказать, что политическая система – это универсальная управляющая система общества, связанная политическими отношениями, которая регулирует взаимодействия между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти. В самом широком смысле в это понятие включается все, что имеет отношение к политике. Системный подход в анализе политики позволяет представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, чьи политические поступки оказывают влияние на политические структуры и институты.

Более того, одно из назначений политики – обеспечение единства, целостности общественного организма, включающего неизбежно многочисленные различия. При этом политическая система выступает как средство социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на весь общественный организм.

Формирование политической системы связано с приобретением политическими отношениями ряда признаков:

1. Устойчивой взаимозависимости различных элементов политической жизни, без чего происходит распад общества.

2. Оптимального сочетания их развития и стабильности, т.к. неупорядоченность политических и социальных процессов при определенном уровне может привести к тому, что государство теряет поддержку граждан, начинается поиск альтернативы и находится, как правило, не лучший вариант порядка.

Одной из основ политической системы является общность ценностей, совокупность политических убеждений, принятых членами политической общности, которые закладываются в системы воспитания. И наконец, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Внутренние кризисы, противоречивость процессов происходящих в обществе, свидетельствуют о необходимости корректировки или политики, или системы. На ранних стадиях кризисные явления и тупиковые процессы можно урегулировать без серьезных потерь, если есть их понимание у политических лидеров и партий.

Политическая система состоит из нескольких подсистем: институциональной (государство и его органы, политические партии, церковь и др.); нормативной (нормы правовые и моральные, политические традиции); функциональной (формы и направления политической деятельности, политические процессы, способы и методы осуществления власти); коммуникативной (формы взаимодействия, например, партии – государство, между политической системой и экономической сферой с политическим системами других стран); идеологической (взгляды).

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования закрепляются в конституции государства, в законодательных актах, которые регулируют деятельность органов государственной власти, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее важной частью политической системы общества является его организация, т.к. любой вид деятельности осуществляется в организованных формах – через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными нормами, принятыми в данном обществе.

Рассмотрим элементы политической системы общества.

1. Политическая организация общества – это совокупность организаций и учреждений, выполняющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает в себя: государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации (СМИ) и церковь. Собственно политическими организациями являются государство и партии, т.к. они прямо осуществляют политическую власть или стремятся к ней – это главное в их деятельности.

Молодежные, женские политические организации, профсоюзы косвенно связаны с осуществлением политической власти, т.к. это лишь один из аспектов их деятельности. Различные спортивные общества, ассоциации, союзы (неполитические) не участвуют в осуществлении политической власти (только на отдельных этапах жизнедеятельности общества – выборах).

Огромную роль играют в политической организации общества СМИ, которые часто называют "четвертой властью". Государственная власть всегда стремится контролировать СМИ, т.к. через них может не только влиять на коллективное сознание, но и направлять поведение масс. СМИ являются важной частью политической системы, оказывая серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Определенную роль в политической системе общества играет церковь.

Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. Это объясняется прежде всего тем, что религия опирается на большие массы верующих, это – форма общественного сознания. Политика тоже связана с огромными массами населения. Эти два явления общественной жизни пересекаются неизбежно. Церковь всегда стремилась воздействовать на политические взгляды и политическое поведение масс, на политические движения. Это весьма серьезный фактор, который сегодня нельзя не учитывать при решении важнейших политических задач в обществе.

2. В состав политической системы общества входят и политические отношения, т.е. отношения социальных групп, классов, социальных институтов по поводу управления обществом, по поводу власти. Межклассовые, внутриклассовые, межнациональные отношения – структура политической системы. Очень важную роль играют и вертикальные отношения в процессе осуществления политической власти (скажем отношения центра и регионов). Значительное место в политических отношениях занимают отношения между политическими организациями и учреждениями.

3. Элементом политической системы являются политические и правовые нормы (конституция, программы партий и т.д.). Разным политическим режимам соответствуют свои принципы и нормы. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, упорядочивают их, способствуют укреплению политической системы, ее стабильности, способствуют формированию политического сознания поведения субъектов в политической деятельности.

4. Политическое сознание и политическая культура также являются элементами политической системы общества. Формируясь на основе объективных процессов развития, являясь отражением конкретной социальной практики, ценностные ориентации участников политической жизни оказывают существенное воздействие на их поведение, на политическое развитие общества, поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроения людей.

Руководство и управление общественными делами – главное назначение политической системы. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, а управление – их реализация .

Программно-стратегическая – определение целей, задач, путей развития общества; разработка конкретных программ его деятельности на длительные периоды.

Мобилизационная – мобилизация людских и материальных ресурсов для выполнения различных социальных задач.

Распределительная – создание и распределение материальных и духовных ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы социальных групп. Потеря контроля над этой сферой чревата кризисом.

Нормотворческая – формирование правовых норм и правил; их применение и контроль за соблюдением.

Политико-просветительная – формирование массового политического сознания, исходя из стратегических задач и путей развития общества.

Охранительная – защита данного строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Внешнеполитическая – установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими странами, защита национальных интересов на мировой арене.

Составной частью, элементом политической системы общества являются и политические партии.

Термин "партия" происходит от латинского слова "pars" – часть. Политические партии представляют собой часть общества, но наиболее активную и организованную. Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы социальных групп, классов, реализующая эти интересы через завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Первые политические партии появились в XVI в., после буржуазной революции в Голландии, и были связаны с борьбой за власть. Затем – в середине XVII в., в Англии, в период английской буржуазной революции. Эти партии уже имели программные документы. В период французской революции конца XVIII в. партийная борьба (монархисты, жирондисты, якобинцы и др.) положила начало новому политическому явлению – формированию центра, левого и правого крыла. В конце XVIII начале XIX вв. появляются первые политические партии (федералисты и республиканцы) в США, а к 30-м годам XIX в. там формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии в этой стране. Итак, появление политических партий в Европе и Америке было связано с развитием буржуазных отношений, формированием классов буржуазного общества, со становлением буржуазной демократии, с усложнением задач управления экономикой и т.д. В конституциях государств статьи о партиях появились лишь в XX в.

Партии отражают общегрупповые интересы и цели разных слоев населения (социальных и национальных, религиозных и т.д.) Через партии люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращение за поддержкой в решении тех или иных политических проблем. Партия выступает как бы посредником между государством и обществом. Главным отличием политических партий от общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность.

Политическим партиям присуща организационная структура, которая отражается в уставе партии, членстве, внутрипартийных отношениях, политическом лидерстве, в наличии программных документов, где закрепляются идейно-политические и организационные основы партии, определенная идеология. Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. В этом существенную роль для политического веса и влияния партий играют находящиеся вне ее партийный электорат (те, кто голосует за нее на выборах) и меценаты (те, кто оказывает ей финансовую поддержку). Однако политическая партия не всегда получает поддержку социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы данной группы могут представлять и другие партии, особенно сегодня, в связи с углублением демократических процессов в обществе. Современные политические партии, как правило, пытаются быть выразителями интересов большинства общества, а не меньшинства – одной только социальной группы. Они стремятся сочетать социально-групповые интересы в политике с общенациональными, с общечеловеческими.

Из главной цели политических партий – борьбы за власть – вытекают и функции партий:
1) создание программы, формирование идеологии партии;
2) формирование общественного мнения для идеологической поддержки партии;
3) борьба за участие в осуществлении от самого верхнего уровня (скажем, федерального) до местного самоуправления; определение форм, средств, методов этой борьбы;
4) взаимодействие партии с государственными и общественными организациями и движениями;
5) подготовка и проведение избирательных кампаний в высшие и местные органы власти, выдвижение в них своих кадров, организация контроля за их деятельностью.

Партии очень многообразны и различны, поэтому их принято классифицировать.

Существует много критериев классификации политических партий:
1) по социальному признаку; 2) по организационной структуре и характеру членства; 3) по месту в системе власти; 4) по идейным установкам, способам и формам действия и т.д.

Выделим лишь некоторые группы партий.

Консервативные партии стремятся к сохранению традиций, норм. Они доказали свою основательность, они – против непродуманных социальных преобразований, ратуют за нравственные устои и обычаи. Либеральные и социал-демократические партии относятся к реформистским партиям, которые учитывают изменения, происходящие в обществе, стремятся к постепенному позитивному изменению общественного строя путем реформ. Коммунистические партии в ряде стран бывшего социального лагеря (КНДР, Куба) стоят и сегодня на революционных позициях. Есть еще экстремистские партии, цель которых насильственное ниспровержение существующих порядков (фашистские, ультралевые). Харизматическо-вождистские партии объединяют своих членов не столько во имя идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя (КНДР – Ким Ир Сен, Китай – Мао-Цзе-Дун, СССР – Сталин и др.)

Политологами выделяются партии демократической и тоталитарной направленности по таким признакам как отношение партии к политической жизни общества, характер внутрипартийных отношений и т.д. Демократическими являются партии, конкурирующие с другими партиями, стремящиеся учитывать взгляды большинства общества, опирающиеся на правовые нормы, широкий плюрализм и т.д. Тоталитарные партии еще называются монополистическими, т.к., находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все слои общества, законы подчинить партийным целям. Во внутренней жизни для них характерна жесткая дисциплина, централизм, отсутствие фракций и др.

Политология классифицирует партии на четыре типа: 1) парламентские (борьба за власть опирается на законные методы, стремление объединить различные группы общества с общей целью); 2) радикально-оппозиционные (выступают за насильственное изменение существующих порядков разными методами, под крайними лозунгами); 3) авангардные (партии авторитарных режимов, удерживающие в своих руках всю политику, допускающие "послушную" оппозицию); 4) монопольно-государственные (партии тоталитарных режимов, выступают за контроль над всеми сторонами жизни общества и личности, не допускают инакомыслия, партийный аппарат подменяет собой государство и т.д.)

Существуют различные политические системы – однопартийные и многопартийные.

Однопартийная система – неустойчива, препятствует разделению властей. Отсутствие конкурирующей партии делает правящую партию "самодержавной". Любая оппозиция считается преступлением против режима. Не существует идейного и политического плюрализма, партийный аппарат подменяет собой государство, что усиливает бюрократизацию общества. Существует при тоталитарных режимах.

Многопартийная система – основа демократического общества: сдерживает бюрократизацию; заставляет правительство действовать эффективно; позволяет исключить монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.

Множество партий еще не критерий демократизма, т.к. небольшие партии не в состоянии конкурировать с более крупными по характеру и возможностям действия на массы. Многопартийная система – это процесс длительного развития общества, она должна созреть. В государствах развитой демократии законы предусматривают преимущественное положение крупных, влиятельных партий, т.к. парламентский анархизм может оказать негативное воздействие на демократию.

В отличие от западных стран, где длительное время укреплялись демократические традиции, в том числе и многопартийность, в России политические партии возникают в конце XIX начале XX вв., что, конечно, было связано с господством самодержавия, слабостью либерально-демократических традиций и т.д. После Октябрьской революции в России складывается тоталитарная система, устранившая все политические партии, кроме партии большевиков (РКП(б)). В результате в стране сложилась однопартийная система, где партия выступала в роли главного элемента государственного аппарата.

Демократизация российского общества, начавшаяся после 1985 г. привела к возникновению множества партий, часть из которых малочисленны, недостаточно организованы, не оформлены программно. Особенностью современного развития многопартийной системы в России является то, что создающиеся партии не опираются на определенные слои общества, чьи бы интересы они выражали. Процесс образования партий начался раньше, чем процесс образования, складывания социальных групп нового общества в России. Это и предопределяет неустойчивость, нестабильность современного партийного движения в стране. Незрелость социальной структуры общества, слабость "среднего класса", незрелость политического сознания народа, недостаток политического опыта как масс, так и лидеров, слабость политических знаний – всё это факторы, которые затрудняют процесс партийного строительства в обществе, его стабилизации и четкой демократической направленности. Конечно, в перспективе, в процессе демократизации общества произойдет и кристаллизация партийной системы, в результате чего останутся лишь те партии, которые будут иметь глубокие социальные корни.

Характер и типология партийных систем в каждой стране напрямую связана с типом избирательной системы.

Наиболее распространенными избирательными системами являются: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным на выборах считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос – система абсолютного большинства), или кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности (система относительного большинства).

Мажоритарная система применяется в Англии, США, Франции. Японии, она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на большинство в парламенте.

При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам, создаются большие по численности избирательные округа. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест, в результате чего определяется избирательная квота. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательная квота одного депутата уложится в число поданных за нее голосов. Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии. Италии, Финляндии, Германии и других странах.

В ряде стран законом предусмотрен процентный барьер, преодолев который партия может быть представлена в парламенте (в Германии – 5% голосов, в Швеции – 4%, в России – 5%).

Обе избирательные системы отдают приоритет влиятельным партиям, помогают преодолевать элемент случайности в политике, не допускают, чтобы на исход выборов решающее влияние оказали деклассированные слои.

В России сегодня действует смешанная мажоритарно- пропорциональная избирательная система. Половина депутатов Госдумы (225 человек) избирается по мажоритарной системе (1 депутат от округа); вторая половина (225 человек) – по пропорциональной системе – по партийным спискам, и количество депутатов от партий соответствует проценту набранных ими голосов. Кроме того, избирательное законодательство предусматривает количественные параметры, при которых выборы считаются состоявшимися (необходима явка избирателей от 25 до 50%).

Общественные организации и движения.

  Следующим субъектом политической системы являются общественные организации и движения. Под этим имеются в виду организации самого разного типа, которые не претендуют на высшую политическую власть, а пытаются влиять на неё для обеспечения своих специфических интересов. Примером таких организаций, объединений можно назвать профсоюзы, объединения предпринимателей, фермерские союзы, союзы ветеранов, экологические, правозащитные, молодежные, женские движения, благотворительные фонды и т.д. Эти группы могут быть широкого и специализированного профиля, частные и общественные и т.п. Главная задача таких организаций и объединений – это обобщение, формулирование конкретных требований, основных интересов своих членов, а на их основе – целей деятельности организаций и целенаправленное воздействие на власть для удовлетворения своих интересов (на законодательную, исполнительную власть, а также на партии, которые эту власть контролируют).

Существует множество средств и способов воздействия на власть: забастовки, митинги протеста, апелляции к общественному мнению, лоббирование и т.д. Лобби – это воздействие юридического или физического лица (чаще всего за плату) на принятие тех или иных решений власти в пользу другого юридического или физического лица. Лоббисты добиваются финансовых выгод или других льгот для своих клиентов, выполняют роль посредников между какой-то группой интересов и законодателями либо правительством. Лоббисты оказывают часто существенное влияние на формирование политического курса страны.

У политических партий и общественных организаций существует общность социальной роли – те и другие отражают разнообразные интересы граждан в обществе. Но есть и отличия: 1) политические партии для отстаивания интересов социальных групп считают необходимым завоевание власти; общественные организации не ставят перед собой такую цель; 2) партии объединяют в своих рядах людей с единой политической целью; общественные организации создаются для защиты неполитических интересов своих членов.

По различию в общественных сферах деятельности можно выделить следующие группы общественных организаций:

  • организованные группы в экономической сфере и сфере трудовых отношений – союзы предпринимателей, потребителей, профсоюзы;

  • в социальной сфере – союзы ветеранов, общества инвалидов, благотворительные фонды;

  • в сфере культуры – союз художников, писателей, научные ассоциации и т.д.

На Западе значительную социальную и политическую роль в обществе играют благотворительные фонды. Это – весьма влиятельные организации капитала (в США их более 40 тыс. с активом более 100 млрд долл.). Много фондов, которые решают социальные задачи в интересах всех слоев общества (здравоохранение, образование, соцобеспечение и др.)

Весьма интересным явлением на Западе являются частные клубы, объединяющие предпринимателей, политиков, журналистов и т.д. Они составляют политическую и предпринимательскую элиту, играют большую роль в политической жизни общества, обеспечивая своей деятельностью власть элиты.

Профсоюзы – самая массовая организация в современном мире. Это общественная организация, которая объединяет работников наемного труда одной профессии или одной отрасли производства. Главная задача их – защищать экономические и социальные интересы своих членов. Они активно участвуют в заключении коллективных договоров компаний с рабочими; вырабатывают формы и средства протеста против антинародных законов; участвуют в политике социального партнерства, которая направлена на то, чтобы снять остроту трудовых, социальных конфликтов. На Западе в связи со структурными, социально-классовыми изменениями в самом капитализме социальное партнерство становится все более емким. В трудовых взаимоотношениях ставка делается на консенсус, на реформы.

Одной из главных движущих сил современного прогресса являются массовые демократические движения. Они состоят из разнородных политических сил, как правило, основываются на коалиционных принципах К ним относятся молодежные, женские, антивоенные, экологические движения. Цели этих движений различны. Одни касаются острейших глобальных проблем современности – экологические движения, другие – специфических проблем (скажем, молодежные движения ставят проблемы образования, трудоустройства молодежи).

В 80-90e годы международные демократические движения получили особый размах.

Так, движение "Гражданские инициативы", в основе которого лежат принципы гуманизма и которое выступает за приобщение людей к демократическим формам жизни, только в США объединяет свыше 34 млн. человек. Экологическое движение – международная организация "Гринпис" – объединяет 19 стран. Его цель сохранить чистоту окружающей человека среды, поиск гармонии между человеком и природой.

Более чем из 100 стран во всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) и международном союзе студентов (МСС) представлены молодежные и студенческие организации.

Существуют международные организации, роль которых трудно переоценить в улаживании мировых конфликтов, в экономических и политических интеграционных процессах развития мирового сообщества, развитии мировой науки и культуры, приобщении людей к общечеловеческим ценностям.

К таким организациям относятся: ООН – Организация Объединенных Наций – добровольное объединение 184 государств с целью поддержания мира и безопасности, сотрудничества государств и народов; ЮНЕСКО – Международная организация ООН по науке, культуре, образованию; ЕЭС – Европейское экономическое сообщество; Межпарламентский Союз (куда входят парламентские группы 181 страны, в том числе и России) и многие другие. Интегративные процессы, многообразие, все большая взаимозависимость и взаимовлияние, стремление народов к единству в решении глобальных проблем – все это делает работу международных организаций очень нужной и значимой для дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Рассматривая организации и движения как составную часть политической системы общества, нельзя не сказать о процессе развития организаций и движений в нашей стране.

С 90-х годов XX в. в России возникают различные организации. Получила широкое распространение правозащитная деятельность ("Защита", "Комитет социальной защиты" и др.), возникают общественно-политические клубы ("Афганцев", "Чернобыльцев", "Союз избирателей" и др.), цель которых защитить права личности как субъекта политики. Широкое распространение получило религиозное движение, активно стремящееся оказывать влияние на политику. Оформляются молодежные, женские движения за активное участие в политической жизни, за подлинную свободу личности и ее права. Меняется роль и статус профсоюзов, так как изменяется роль и сущность работников наемного труда, их роль в политической жизни общества.

Формирование различных партий, объединений, клубов, организаций и движений сегодня в России свидетельствует о стремлении людей к развитию гражданского общества, к реализации прав и свобод личности в демократическом государстве.

Редакция сайта обеспокоена отсутствием в общественной жизни должной активности в соблюдении достоинства человека – неотъемлемого свойства, базиса для признания и уважения прав, свобод и законных интересов и принадлежащего человеку независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность.

 В газетах и журналах, на экранах телевидения в прямом эфире и в записи, в кинотеатрах демонстрируются немыслимые для современного общества акты унижения достоинства человека, а судебным процедурам в защиту от насильников в шоколаде или дерме предоставляется 1-2 кадра или 1-2 строчки в печати; общество с опасным равнодушием относится и к преступлениям человека против собственного достоинства. Органы правопорядка и социального обеспечения не следят за правопорядком в гражданских отношениях, позволяют накапливаться межличностным конфликтам в повседневной жизни.

Наше население позволяет унижать и оскорблять достоинство человека в себе без каких-либо последствий, а то и объявлять подобных субъектов чуть ли не святыми. К бродячим собакам и кошкам добавились группы бродячих людей.

 2008г.

 
 

© 2000-2013гг. Благотворительный сайт Студии Ивана Майорова

C 2014 года сайт не поддерживается